Вера воина: светлой памяти протодиакона Сергия Смирнова

Размещено Май 9, 2018 в Публикации | 0 комментариев

9 мая, праздник Победы над немецко-фашистскими оккупантами, в церковном календаре отмечен как поминальный день. Чествование памяти воинов-победителей и всех, кто приложил усилия для защиты потомков, немыслимо без молитвы: заздравной о живых и заупокойной о почивших. С каждым годом списки усопших пополняются все новыми именами, и поэтому ответственность за память о всех них возлагается на нас – их сыновей, внуков и родственников. Памятуя об этом, предлагаем читателю статью, посвященную светлой памяти протодиакона Сергия Смирнова, ветерана Великой Отечественной войны и верного служителя Церкви Христовой.

Будущий протодиакон родился 29 ноября 1924 года в с. Кашино Ярославской области.

Война застала его в юном возрасте: летом 1941 года, 17-летним подростком, он был призван на трудовой фронт. Вместе с другими мобилизованными Сергей Смирнов участвовал в создании оборонительной линии в поселке Мга под Ленинградом – копал рвы и окопы. Этот населенный пункт в Ленинградской области был стратегически важным железнодорожным узлом, захват которого обозначал прекращение связи областного центра с остальной частью страны. Немецкие войска вошли в Мгу 29 августа 1941 года. Ленинград оказался в блокаде.

Впоследствии будущий протодиакон был призван в армию в качестве прожекториста. В его обязанности главным образом входило обеспечивать видимость для зенитных установок в ночных условиях.

Со временем, из-за потерь личного состава в воинских подразделениях, на должность прожектористов стали брать женщин, а всех мужчин формировали в боевые отряды. Сергий Смирнов был мобилизирован в роту пулеметчиков. Сразу после призыва его ввели в действующую армию и послали на передовую, вкратце объяснив, как обращаться с пулеметом «Максим».

В 1943 году в строю Ленинградского формирования, близ деревни Марьино, на берегу Невы будущий протодиакон участвовал в тяжелых боях. Это было начало операции «Искра» – наступления советских войск на противника. Сломив сопротивление 170-й пехотной дивизии вермахта, освободители сумели осуществить на левом берегу Невы широкий плацдарм. Сразу же после этого инженерные части приступили к постройке переправы в районе Марьино для танков. Из пулеметного взвода в 12 человек остались в живых только двое, один из них – Сергий Смирнов.

Своим спасением он был обязан, как сам неоднократно повторял, молитве глубоко верующей матери, воспитавшей его в православной вере. Еще в первые дни войны она благословила его маленькой иконой и напутствовала не снимать нательный крестик. Кроме того своему сыну она завещала всегда хранить с собой молитвослов. В самые страшные моменты войны, находясь под огнем, на дне окопа, молитвы из этой небольшой книжечки Сергий Смирнов читал наизусть. Вера молодого солдата, который ее не скрывал, поначалу была предметом насмешек сослуживцев. Однако с течением времени явная помощь Божия и несравнимый страх войны менял убеждения бойцов – в перерывах между боями и обстрелами противника они просили читать молитвы вслух.

В числе наступавших, которые несли большие потери, Сергий Смирнов медленно продвигался вперед к осажденному Ленинграду. Воевать приходилось в чрезвычайно тяжелых условиях: холодной зимой во время сна в окопе шинель примерзала к земле. В ходе дальнейших боевых действий Сергей Смирнов был ранен и контужен.

После лечения в полевом госпитале в Гатчине, что в Ленинградской области, ефрейтор Сергей Смирнов продолжил выполнять свой военный долг в качестве штабного связного в составе минометного полка 30-го гвардейского корпуса 23-ей армии. Ему было доверено лично под охраной доставлять секретную военную почту.

За участие в военных действиях по освобождению Ленинграда Смирнов Сергей Александрович указом от 22 декабря 1942 года был награжден медалью «За оборону Ленинграда».

В 1944 году, после полного освобождения Ленинградской области, подразделение будущего протодиакона участвовало в Выборгско-Петрозаводской операции, целью которой был вывод из войны враждебной Финляндии. В ходе успешных боевых действий подразделение с победой взяло знаменитую линию Маннергейма.

“После задания” 23 мая 1944 года. Блокада прорвана

После окончания войны, в марте 1947 года, Сергий Смирнов демобилизовался и вернулся домой. Весной того же года в белорусском городе Пинске он вступил в брак со своей супругой, Смирновой Анной Демидовной (+2005), с которой неразлучно прожил чуть менее 60 лет. Тогда же они обвенчались в храме святой великомученицы Варвары г. Пинска.

Спустя некоторое время семья Смирновых перебралась в Херсон на постоянное место жительство, где поселилась на Забалке, недалеко от нынешнего Свято-Николаевского Морского собора. Храня в сердце память о Божьем Промысле, который сохранил его в годы кровавой войны, доблестный защитник Ленинграда прислуживал в кафедральном соборе пономарем. Впоследствии митрополитом Херсонским и Таврическим Леонтием он был рукоположен в сан диакона.

Значительную часть своего церковного служения отец Сергий посвятил Свято-Николаевскому храму, где трудился до своей кончины. За заслуги перед Святой Церковью он был удостоен сана протодьякона и награжден правом ношения двойного ораря и камилавки.

Несмотря на тяжелое военное прошлое, отразившееся на здоровье, а также почтенный возраст, отец Сергий был по характеру жизнерадостным и веселым человеком, никогда не унывал. Он любил диаконское служение и молитву, особенно чтил Заступницу рода человеческого, Пресвятую Богородицу, и радовался, когда мог прославить Ее словами праздничного ирмоса «Радуйся, Царице». В алтаре он старался наставлять молодых и учил их азам церковного служения.

Отец Сергий скончался вскоре после упокоения супруги, 15 июня 2006 года. 17 июня того же года при большом стечении духовенства и народа состоялось его отпевание в Свято-Николаевском храме Херсона.

Просмотры (159)

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели