Тело Христово: Чему учит Церковь в день своего рождения?

Размещено Май 25, 2018 в Публикации | 0 комментариев

Какой была Церковь и ее чада после схождения Святого Духа в день Пятидесятницы, и чему стоит поучиться у них современному христианину?

Все христиане как святое священство

В послепасхальные недели до праздника Пятидесятницы, дня Святой Троицы, в храмах за Литургией прочитывается новозаветная книга святого апостола Луки, известная как Деяния святых апостолов. Вместе с полнотой Церкви, как земной, так и небесной, каждый верующий духовно переживает появление на свет обновленного Израиля, народа Божия. Его составляют те, с кем заключен Новый Завет кровью Христа, которых апостол Павел называет «святыми» (2 Кор.13:12), а апостол Лука – «Христианами» (Деян.11:26).

Иерусалимский храм

Среди многих евангельских символов обновления богоизбранного народа в Новом Завете один особенно ярко подчеркивает значение христиан. Апостол Петр приравнивает каждого из них к священникам. «Как живые камни, – наставляет апостол, – устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Пет.2:5). Сравнительно с ветхозаветным устройством Иерусалимского храма, это значит возведение верующего из-за пределов храма, т.н. двора, внутрь него, туда, где приносятся жертвы Богу.

Обновление веры богоизбранного народа наблюдается во всей его жизни. Отныне стремление к Богу исходит из сердца, а не из корыстного отношения do dedi (я – тебе, а ты – мне). Жертва Творцу приобретает свое истинное понимание: она более не цена за благоволение, а сыновнее выражение почтения и любви. В полной мере становятся понятными слова пророка Давида: «К всесожжению не благоволишь. Жертва Богу – дух сокрушенный» (Пс. 50:18,19). Раскрывается подлинное значение и заповедей: их цель не удушить человека своим грузом, а показать и почистить ему раны греха. Становится ясно, что все остальные обрядовые постановления важны не сами по себе, а лишь в связи с Богом. Потому и суббота ради человека, а не наоборот.

Таково было духовное преображение человека и его связи с Богом, которое увидели апостолы в Иисусе, и отобразили в жизни ранней Церкви. Они сообщили ей евангельский дух, Священное Предание о спасительной миссии Богочеловека Христа, о том, Каким Он был и каким следует быть Его ученику.

Рассудительность и упование на Бога

Лучшие примеры сохранения духа Христова среди Его последователей, чудесную историю Церкви как неотъемлемого продолжения Спасителя среди людей, Его Тела (Рим. 12:5) собраны в Деяниях святых апостолов. Первой из характерных особенностей подлинной церковной жизни была рассудительность и чуждость наивного безделия. Она находит свое проявление уже в первом решении апостолов, посвященном избранию двенадцатого, вместо Иуды. Ученики Христовы разумно определяют критерий апостольства: быть свидетелем жизни Учителя вплоть до Его Воскресения и Вознесения (Деян. 1:21,22), и согласно этому определяют двух кандидатов. Это соработничество Богу (1Кор.3:9) совершенно не присваивает себе власть Промысла Божьего. Наоборот, апостол Петр, как первый среди равных, возносит молитву Господу: «Покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал» (Деян. 1:24). Святитель Иоанн Златоуст подчеркивает слово «избрал», указывая на веру первых христиан, что «у Бога все определено прежде помышления человеческого».

Сошествие Святого Духа. Армянская иконография

Деянием апостолов, засвидетельствованным волей Божьей посредством жребия, новым апостолом был определен Матфий. Доверие Господу дополняет глубокое знание Его воли. И решение избрать нового апостола, и определение способа избрания посредством совета и жребия имеют библейское происхождение. Апостол Петр свидетельствует об этом в своей речи, опираясь на слова из Псалтири «достоинство его да возьмет другой» (Пс. 108:8). Жребий также был особым ветхозаветным постановлением, посредством которого неоднократно проявлялось действие воли Божьей (Лев. 16:8, Числ. 17:1, Нав. 14:2 и т.д.) Оно было действенно и в руках мореплавателей при вынесении правильного суждения относительно пророка Ионы (Иона 1:7), и тем более, в руках апостолов.

Смирение, незлобивость и соработничество Богу

История избрания Матфия примечательна не только рассудительностью истинных учеников

Апостол Петр. Автор: Ван Дейк

Христа, но и духом смирения и отсутствия злобы. Поскольку действия упомянутого евангельского эпизода происходили в Иерусалиме, то и говорить от имени общины надлежало епископу – святому Иакову, брату Господню по плоти. Однако он уступает место Петру, как и остальные апостолы, беспокоясь не об удовлетворении своих амбиций, а желая достичь общей пользы. То же касается апостола Петра. Святитель Иоанн Златоуст указывает, что он говорит первым не самовольно и самовластно, а с общего позволения. В его словах нет осуждения «презреннейшего Иуды» и озлобленности в сторону предателя, но пересказ фактов, которые имели место быть.

Духом соработничества Богу, иначе говоря, синергии, пропитаны и другие примеры избрания апостолов и их преемников в книге Деяний. Семь диаконов избирает общество христиан. В определении кандидатов ученики Христа вновь руководствуются рассудительностью, обращая внимание на их изведанность, мудрость и исполненность Святым Духом (Деян. 6:3-6). Последний критерий говорит о том, что в отличие от избрания апостола Матфия, выбор диаконов проходил уже после Пятидесятницы. Для выявления воли Божией здесь общество прибегло уже не к жребию, а к исполненным благодатью апостолам. Они же совершили хиротонию над избранными – возложили на них руки. «На мужа возлагается рука, – поясняет святитель Иоанн Златоуст, – вот в чем состоит хиротония (рукоположение – авт.), но все совершает Бог».

Апостол Павел и ангел

В том же духе, но при иных обстоятельствах Господь избирает себе апостола язычников – Павла. Гонитель христиан переживает чудесное обращение самим Христом, но с необходимостью получает рукоположение от ученика Спасителя – Анании (Деян .9:17). Аналогичным образом, но по характеру отрицательным, не был удостоен апостольства Симон волхв. Петр и Иоанн отказали ему в рукоположении ввиду его ложного представления об апостольстве. Самозванство и попытка купить хиротонию обнаружили в Симоне корыстное желание повторять чудеса, как самоценные и приносящие прибыль (Деян. 8:18:19).

История, уходящая в вечность

Доверие Богу и упование на Его Промысел обращают внимание на еще один важный урок, преподносимый современнику Святой Церковью. Книга Деяний святых апостолов представляет собой образец христианского понимания истории. Она осуществляется как шествие человека с Богом по пути к вечности. Все, что видел ветхозаветный Израиль в своей чудесной истории как водительство Божье посредством телесных глаз, ныне представляется христианину явным через духовный взор. Высокую ценность этого упования указывает Сам Христос в словах «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29).

Апостол Лука

Ранее, вопреки многочисленным знамениям, наставлениям пророков и Писанию, иудеи пошли по пути поиска земного правителя и его царства. Это замкнуло их чаяния на земной истории, обескровило веру, послужило появлению саддукейства среди элиты общества, не веровавшего в бессмертие души, духовный мир и всеобщее воскресение (Деян.23:8). Теперь же жизнь народа Божия, нового Израиля и описывающая ее история рассматривается с точки зрения Небесного Царства, а не политического; горнего Иерусалима, а не географического. Такой исторический метод был особенно важен для первого христианского историка – апостола Луки, который с должной требовательностью к своему евангельскому труду, обстоятельно рассмотрел все события первых шагов Церкви Христовой. Его книга, как у Геродота или Тита Ливия, тоже историческое сочинение по своему методу, технике и смыслу, однако последний уже исполнен подлинного, непреходящего содержания. Этому смыслу подчинен каждый эпизод жизни апостолов, который продолжает евангельское повествование о Христе и ведет его в вечность. По этой причине история для апостола Луки – это богословское дело обнаружения дела Промысла Божьего в мире.

В книге Деяний Спаситель получает продолжение в святых апостолах, в их последователях, в современных христианах. Жизнь Христа не осталась одинокой легендой, но была доподлинным историческим событием, которое послужило толчком к последующим событиям вплоть до настоящего времени. Книга Деяний святых апостолов связывает Иисуса Христа с истинными его учениками спустя сто, тысячу и две тысячи лет посредством действия Святого Духа. Соработничество человека и Бога в истории проявляется как ход событий, преемственность которых осуществляет Сам Бог.

Просмотры (70)

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели