Просто о сложном. Духовные советы пастыря желающим получить просимое у Господа

Размещено Фев 3, 2019 в Публикации | 0 комментариев

Клирик Свято-Духовского кафедрального собора протоиерей Богдан Троецкий отвечает на вопросы о духовной жизни христианина. Почему не стоит оправдывать отказ от Причастия  своим недостоинством? Как правильно исповедоваться? Откуда брать силы любить врагов? Почему не стоит искать особенные акафисты и иконы, если желаешь быть услышанным в молитве.

Отец Богдан, на сегодняшний день для Церкви остро стоит вопрос о недостатке причастников за Божественной литургией. Бывают богослужения, когда причастников вовсе нет. И это при том, что Причастие есть знак участия христианина в обществе спасающихся, т.е. Церкви. Довольно часто свое «непричастие» верующие объясняют, как желание не осквернить Святыню своим недостоинством. Одновременно желание причаститься находит преграду в непрочитанных молитвословиях перед таинством, или несоблюдением тридневного поста. Как быть человеку, который хочет причаститься, но или боится осквернить святыню своим недостоинством, или опасается осуждения за непрочитанные молитвы?

ОПРАВДЫВАЕТ ЛИ НЕДОСТОИНСТВО ОТКАЗ ОТ ПРИЧАЩЕНИЯ?

Таинство причащения, или по-гречески Евхаристия – «благодарение», занимает главное, центральное место в церковном богослужении и в жизни каждого православного христианина. В Евхаристии мы соединяемся с Творцом и становимся единым Телом Христовым по слову Спасителя: «Ядущий Мое Тело и пьющий Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нем» (Ин.6:56).

«Я – хлеб живой, – говорит Господь, – сшедший с Небес, ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин.6:51). Мы все – люди, пораженные грехом, и уже поэтому недостойны быть причастниками Святых Христовых Таин. Но это недостоинство, так сказать, не есть точка прибытия, а лишь пункт отправления. Не следует забывать, что первым в Царство Божие вошел разбойник – это было начало его новой, вечной жизни с Богом. Он вошел, потому что покаялся и уверовал во Христа!

Господь Вседержитель все знает и все видит, в том числе наши мысли, когда они только зарождаются у нас в голове. Он – милостивый и любящий Отец. А разве отец может гневаться на сына, который пришел к нему с покаянием и благоговением в сердце? Другое дело, когда человек не задумывается о том, что же такое таинство Причащения. Апостол Павел замечает: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11:28–29). Апостол считает недостойным причаститься того, кто не рассуждает о Теле и Крови Господней, то есть принимает их без веры и благоговения – как простой хлеб и вино.

ПОСТ И МОЛИТВА ДОЛЖНЫ ПОМОГАТЬ ПРИСТУПИТЬ К ПРИЧАСТИЮ, А НЕ ПРЕПЯТСТВОВАТЬ

В нашей Церкви есть традиция – прочитывать три канона перед Причастием. Но это никак канонически не зафиксировано. Эта практика должна человеку помочь увидеть свою греховность, обрести желание очистить себя для принятия Тела и Крови Христовой, но никак не препятствовать ему причащаться. Одновременно молитвы к Причастию нужно читать внимательно, с пониманием, а не бездумно проговаривая текст, как заклинания, просто потому что так надо. Если человек в силу каких-либо обстоятельств не прочитал эти три канона, то это не должно быть препятствием к принятию Святых Христовых Тайн. Обычно я советую прихожанам читать Последование ко причастию – а все остальное по желанию.

Что касается трехдневного поста перед Причастием – то эта традиция относится только к тем людям, которые прибегают к таинству очень редко. Для тех, кто причащается регулярно – соблюдение среды и пятницы и всех многодневных постов является достаточным. Убежден, что христианину желательно причащаться каждое воскресение и в великие праздники, если он имеет возможность присутствовать в эти дни на богослужениях.

Как правильно построить свою исповедь: кратко обозначить родовые понятия: «делом, словом, помышлением», либо пересказывать конкретные ситуации духовных болезней?

Первые слова которые звучали из уст Иоанна Крестителя и Господа нашего Иисуса Христа, были призывом человечества к покаянию: «Покайтесь ибо приблизилось Царство Небесное, принесите достойный плод покаяния»(Мф. 4:17).

ИСПОВЕДЬ И ПОКАЯНИЕ – ЭТО НЕ ВСЕГДА СИНОНИМЫ

Бог знает, что наша человеческая воля повреждена грехопадением и потому склонна более к злу, чем к добру. Поэтому Он даровал нам лекарство – таинство Покаяния, которое обновляет в нас образ Божий. Но исповедь и покаяние – это не всегда синонимы. Как сказал один из современных богословов: «Можно всю жизнь исповедоваться и ни разу не покаяться». Человек приходит на исповедь, как в лечебницу души, чтобы исцелить душу от нанесенных грехами ран и попросить прощение у Бога. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды»(1.Ин.1:9).

Нужно, чтобы человек понимал, что он исповедует грехи не священнику, а Богу. В свою очередь священник – только свидетель между кающимся и Создателем. В молитве перед исповедью есть такие слова: «Здесь невидимо присутствует Христос, принимающий исповедь твою. Не стыдись и не бойся и не помысли скрыть что-либо от меня, но откровенно скажи все, что ты сделал, чтобы принять от Господа нашего Иисуса Христа прощение соделанного тобою…» Думаю, что человеку не обязательно описывать ситуацию, в которой было совершено греховное падение (обычно так исповедуются дети). Взрослому достаточно проговорить свои прегрешения вслух – выразить сокрушение в них. Но если человеку недостаточно этого, и он не чувствует должного облегчения совести, тогда стоит вне исповеди (чтоб не задерживать людей которые стоят позади) подойти к священнику и побеседовать с ним, более глубже рассказав о своей проблеме.

Христианская заповедь любви выделяется среди других нравственных норм своей обширностью. Она распространяется не в последнюю очередь на врагов. Как полюбить, например, соседа, который открыто желает тебе зла?

На Господе нашем Иисусе Христе исполнились в точности все ветхозаветные пророчества. Он пришел в мир, чтобы спасти человека от проклятия, греха, дьявола и смерти, пришел, чтобы не только исполнить весь ветхозаветный закон, но и восполнить его благодатью, обнаружить его истинное значени. Если в Ветхом завете была заповедь «око за око-зуб за зуб…» (Левит 24:20), то в Новом Завете Господь говорит: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк.6,31). Чего мы не желаем себе – того не следует желать и другим. Нужно к себе быть строже, а к другим – милостивее! «Если любите любящих вас, какая вам за это благодарность? Ибо и грешники любящих их любят… Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Лк.6,32-33,35).

ТРЕБУЙТЕ ЛЮБВИ НЕ ОТ ЛЮДЕЙ, А ОТ СЕБЯ

Мы иной раз спешим назвать своим врагом того, кто совсем не враг нам, а просто ближний наш, вольно или невольно огорчивший нас. Явный враг наш тот, кто напрасно ненавидит нас, старается отнять жизнь, здоровье, имущество и т.д. Любить врагов – это значит не желать им зла, не мстить и не отвечать злом на зло! Ведь так мы не искореним зло, а лишь умножим его и навредим собственной душе. Одновременно закрывать глаза на злодеяния тоже не нужно. Зло всегда остается злом, и с ним надо бороться во всех его видах и проявлениях. В лице врага надо видеть искаженный образ Божий, образ человека заблудшего, оказавшегося в гибельном состоянии.

Наверное, каждый человек задавал себе вопрос: «Как полюбить своего врага?» Ответ на него не просто и односложен. Для начала нужно научиться любить нашего ближнего – того, кто рядом и кого мы чаще всего сами обижаем своими поступками. Если мы научимся любить ближнего, то следующей ступенью будет и любовь к врагу. А проявляться это должно в отсутствии злобы в сердце на этого человека. «Не ищите и не ожидайте любви от людей, – учит святитель Игнатий Брянчанинов, – всеми силами ищите и требуйте от себя любви и сострадания к людям».

Однако следует оговориться – такая любовь является даром Божьим, и ее надо «стяжать», то есть приобрести молитвой. Кроме того, нужно работать над собой, для начала хотя бы понуждать себя с пониманием и доброжелательностью относиться к ближнему, без раздражения, осуждения, обиды.

Бывает и такое, что грех нашего ненавидящего соседа становится опасен для окружающих. В этом случае мы должны максимально оградить себя от него физически, даже прося Господа о защите от него. Например, в вечерних молитвах мы просим Господа защитить нас не только от бесов, но и от «человек некоторых». Хорошо было бы попробовать хоть кратко молиться об этом человеке, искренно, о его вразумлении, понимая, что он своим поведением губит душу свою и может причинить вред окружающим.

ЧТО ТАКОЕ АКАФИСТ. КАК И КОГДА ЕГО ЧИТАТЬ?

Нередко в сложных житейских обстоятельствах верующие обращаются к практике чтения акафистов. Расскажите, насколько приемлема с богословской точки зрения такая практика? Правильно ли поступают те, кто стараются классифицировать акафисты определенным святым в соответствии с конкретными нуждами (при прошении материального благополучия, при нездоровье, проблемах в семье). Нужно ли брать благословение на чтение акафиста?

Устав Православной Церкви знает только один канонический акафист, который поется на утренней в субботу пятой седмицы Великого поста. Называется он «Радуйся Невеста Неневесная». Все прочне акафисты используются для домашнего или частного чтения.

Акафисты – это хвалебно-благодарственные молитвы Иисусу Христу, Божьей Матери или святым. Мы обращаемся к святым за молитвенной помощью, чтобы они, сподобившиеся Небесного Царства, ходатайствовали за нас перед Господом. Их жизнь свидетельствует о той горячей любви и преданности, которую они имели к Богу.

Нередко приходится сталкиваться с тем, что святых делят по различным жизненным ситуациям: одному молятся при финансовом неблагополучии, второму от болезни глаз, третьему от болезней ног и т.д. Это в корне неправильный подход. Да, бывает такое, что тот или иной святой скоро откликается на определенные проблемы молящегося. Это связано с тем, что подобные жизненные ситуации и обстоятельства этому святому особенно близки. Например, святому мученику Вонифатию молятся от избавления от греха пьянства. Известно, что по его заступлению происходят исцеления многих страдающих алкоголизмом.

Но невозможно себе представить, чтобы тот же мученик Вонифатий не откликнулся на другие нужды обратившегося к нему молящегося! Не обязательно искать определенную икону или конкретного святого, чтобы попросить помощи в сложившейся жизненной ситуации. Господь нас слышит всегда и везде, и если мы помолимся святому от чистого сердца, то он не оставит и нас без молитвенной поддержки!

Если христианин желает помолиться (прочитать акафист или кафизму), то на это не нужно брать особое благословение. Но если человек хочет взять на себя молитвенный подвиг в виде прочтения акафистов, канонов или кафизм ежедневно на протяжении какого-то времени, то в таком случае желательно брать благословение у духовника. Верю, что все наши молитвы: просительные, благодарственные, славословные, хвалебные, будут услышаны Богом и полезны для нас тогда, когда мы будем акцентировать свое внимание не на количестве прочтенного, а на его качестве.

Просмотры (85)

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели