Что делать, чтобы Великий пост не прошел мимо?

Размещено Мар 6, 2019 в Публикации | 0 комментариев

11 марта начинается Великий пост. Службы в храмах становятся строже и длиннее, рацион православного христианина максимально упрощается, молитва окрыляется легкостью, а враг рода человеческого денно и нощно изощряется нарушить покой постящегося.

Как пронести подвиг поста равномерно, не уклоняясь в крайности? Что делать со своей раздражительностью? Покрывает ли наши грехи милостыня? Как быть, если молиться становится очень сложно? На эти и другие вопросы отвечает клирик Успенского собора Херсона протоиерей Алексий Куликов.

Отец Алексий, пост начинается с особого воскресения, которое называется прощеным. Нужно ли в этот день просить прощения буквально у всех, или стоит ограничиться более узким кругом общения: приходом, друзьями и коллегами, семьей? Стоит ли просить прощения у тех, кто не верит?

Просить прощение перед началом Великого поста – одна из самых древних церковных традиций. В Египте и Палестине монахи во время Великого поста уходили по одиночку в пустыню. Понимая, что они могут там умереть, за день до расставания они примирялись друг с другом и просили прощения за все.

Этой церковной традиции положил начало Иисус Христос словами: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15).

Вступая в дни Великого поста, в первую очередь мы должны попросить прощения у тех, кого мы действительно обидели – причинили боль. Однако церковная традиция говорит и о том, что мы должны просить прощения у всех, поскольку мы могли обидеть человека нечаянно. Если у вас просит прощения человек, который ничем вас не обидел, ответьте ему словами «Бог простит, и я прощаю». В Прощеное воскресенье важно говорить «прости», не только близким и знакомым, а всем. Таким образом мы просим Бога принять виновного человека, но готового меняться и становится лучше.

Календарь Великого поста состоит из шести недель, к которым присовокупляется Страстная седмица. Каждый день, согласно Типикону (богослужебному уставу), предписывает строжайший рацион: есть дни, когда нужно воздерживаться даже от вареной пищи. Допускается ли послабление в еде? В каких рамках и кому?

Пост с физиологической точки зрения – это отличная возможность разгрузить организм, дать ему передохнуть от жирной, калорийной пищи и от перееданий. Понятно, что людям физически здоровым и крепким нужно придерживаться его в полной мере.

Не желательно соблюдать пост со всей строгости беременным и детям. Для первых опасно исключение из рациона белковых продуктов животного происхождения. У детей же более интенсивные, чем у взрослых, обменные процессы, и ограничения в поступлении каких-либо компонентов могут привести к нарушениям роста и развития.

С большой осторожностью к посту нужно подходить и людям пожилого возраста. Также иногда допускаются послабления для людей, которые много физически работают или путешествуют. Если в их случае частичное ограничение меню вполне допустимо, то людям с серьезными заболеваниями – воздержание может быть запрещено совсем. Разумеется, в каждом конкретном случае необходимо консультироваться с врачом и духовником.

Статуя “Selfmade man” (Лавленд, штат Колорадо. США) или человек, который творит себя. Скульптура иллюстрирует человека, который вытачивает себя из скалы. Подобным образом постящийся отбрасывает во время воздержания все лишнее и довольствуется лишь необходимым для пользы души и тела.

Если воздержание в пище, даже незначительное, влечет за собой раздражительность, стоит ли отказаться от поста? Или проблема в чем-то другом?

Если человек неопытный в христианской жизни берется за строгий пост или пытается даже в незначительной мере удерживать себя от пищи – его раздражительность будет гораздо выше нормы. Кроме того, он будет распространять свою раздражительность на других людей. Однако от поста отказываться не стоит. Пост создает некий вакуум внутри души, который нужно заполнить. Чем? Духовным содержанием – Богом и молитвой. Пост не является просто диетой и если степень поста не уравновешена духовным деланием, то очень трудно его выдержать.

Как известно, в Церкви гастрономический пост не существует без молитвенного. Достаточно ли в посту читать обычное утреннее и вечернее правило? Какое молитвословие можно добавить к каждодневному правилу, чтобы Великий пост календарно не прошел мимо?

Великий пост – это время, которое располагает нас к покаянию. Он дает возможность о многом подумать и многое духовно переосмыслить. Во время поста в первую очередь нужно заботиться об очищении души и помыслов, а для этого необходимо ежедневно молиться дома и по возможности посещать церковные службы, где как раз песнопения и молитвословия призывают к покаянию.

Безусловно во время поста, как и в любой другой день, нужно совершать молитвенное утреннее и вечернее правило. У кого есть возможность, можно уделять больше времени чтению Псалтыри и Священного Писания. Также к утренним и вечерним молитвам можно добавлять одну небольшую, но емкую молитву св. Ефрема Сирина. В кратких словах этой молитвы запечатлен весь путь духовного совершенствования человека.

В некоторых храмах есть практика чтения Псалтири на дому. Активные прихожане, заручившись благословением священника, распределяют по кафизме разным людям для чтения. Стоит ли приниматься за этот молитвенный подвиг? Как быть, если не получается его соблюдать?

Да, действительно, во многих храмах существует такая благочестивая традиция и на многих она оказывает положительное воздействие. Великий пост – не только время сугубого молитвенного делания, но и период внимательных трезвых размышлений о своем духовном пути, на который так искусно нас настраивают псалмы царя Давида. Поэтому если человек знает, что с помощью Господа сможет понести этот молитвенный подвиг – это замечательно. Если есть сомнения, то лучше по мере сил читать самостоятельно. Если человек, который взял благословение читать кафизму, по какой-то причине не может этого сделать – пусть сообщит тем людям, с которыми читает; они ему помогут, чтобы не разрывать молитвенного общения.

Каждому православному верующему приходилось встречаться с ситуацией, когда молиться становится очень тяжело: ниоткуда возникают какие-то обстоятельства, усталость, даже симптомы болезни. Как поступать в таких случаях? Является ли грехом сокращение молитвенного правила?

Молитва – это время нашего общения с Богом. Это способ общения с Тем, Кто нас любит. Молитва – это не набор заученных фраз, а живое общение с Тем, Кого мы хотим порадовать своими успехами, поделиться своими печалями, попросить о чем-то или поблагодарить. Без молитвы не может быть качественно жизни. Враг рода человеческого знает об этом, и потому пытается убедить всех, что молитва – это скучное занятие.

Какие бы обстоятельства не возникали в нашей жизни, мы должны понимать, что без Бога нам их не преодолеть: нам следует не оставлять молитву, а наоборот усугублять ее. Часто люди ссылаясь на усталость опускают молитвенное правило, но в это же время спокойно занимаются домашними хлопотами, проведением досуга, просмотром телепередач или просто проведением времени в праздности. Если мы действительно любим Бога, то всегда найдем время для Него. Если мы всегда будем просить помощи у Всемилостивого Господа, то Он укрепит нас в молитвенном делании.

По поводу сокращения молитвенного правила можно сказать, что бывают причины, по которым действительно не получается исполнить его полностью: это может быть тяжелая болезнь или дальнее путешествие. Однако оставлять молитву нельзя ни в коем случае. Нужно соразмерять молитвенное правило со своей жизнью, чтобы оно было не в тягость, а в радость. Тогда в нашем сердце всегда будет бить животворный родник общения с Богом.

Великий пост – время духовного очищения, наведения порядка в духовной жизни, избавления от греха. Насколько полезна в этом милостыня? Правда ли, что с приходом Великого поста нужно увеличивать милостыню? Как правильно и богоугодно ее проявить?

Как птица не поднимется ввысь, не имея пары крыльев, так и пост немыслим без молитвы и милостыни.

Милостыня – это наше добровольное пожертвование нуждающимся из личных средств, а также любое другое деяние, основой которого является любовь к ближнему и забота о нем. Безусловно, милостыня полезна для человека, который ее совершает, ведь к этому призывает Сам Спаситель в Нагорной проповеди.

Не только во время Великого поста нужно стараться подавать милостыню, но и в любое другое время. У кого есть возможность увеличить милостыню в эти дни, может это делать. Но каждый человек должен смотреть на свои возможности и помнить, что милостыня – это не только материальное, но и духовное подаяние. Иногда добрым словом или делом можно дать человеку умиротворение и спокойствие.

Всегда стоит смотреть на окружающих нас людей, которые нуждаются в помощи, но стесняются ее попросить. Это может быть и старушка-соседка, которая живет одна, или многодетная семья, которая есть неподалеку, или просто знакомый нам человек, который заболел. По мере наших возможностей мы должны помочь. Главное – делать это с чистым сердцем и проявлением любви к ближнему.

Чтобы правильно и богоугодно проявлять милостыню будь то финансовая помощь, продукты питания, одежда или просто беседа с человеком, который в этом нуждается, нам следует помнить слова Спасителя: «Не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» (Мф.6:1). Проявлять милостыню нужно не для того, чтобы нас хвалили и возносили перед другими, а потому что Сам Господь дает нам такую возможность.

Просмотры (172)

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели