Посвящается 1030-летию Владимирового Крещения
28 июля, День Крещения Руси, отмечен как особая дата в церковном и гражданском календаре. Светской историографии сложно не заметить важность этого события, как бы оно не оценивалось с точки зрения разных перспектив. Действительно, до сих пор в академической среде продолжаются споры и о выгодах, и о просчетах принятия Русью «греческой веры». Однако в суете противоборства аргументов научной дискуссии утрачивается из виду, пожалуй, самое главное, что даровало Крещение – его суть, имеющая непреходящее значение: познание истинного Бога и открытие Царствия Небесного. Пусть они и имеют для кабинетных ученых отвлеченный характер, которыми для удобства можно пренебречь, однако для князя Владимира, первых святых нашей земли и в целом крестившейся Руси это были очень конкретные и целеполагающие понятия. Свидетельством тому является сама перемена в жизни разрозненного, языческого славяно-варяжского общества, которое преобразилось, и обрело свое самосознание как единый христианский народ.
Варяги-конунги – охотники за наживой
Преображение языческого общества – не только метафора, используемая ради «красного словца». Это слово евангельского лексикона как нельзя лучше обозначает радикальный переворот, который произошел во всех сферах общественной жизни благодаря внутренней перезагрузке ценностей и мировоззрения отдельных людей.
Чтобы убедиться в этом, стоит мысленно представить себе условия, в которых жил современник дохристианской Руси, о которой можно говорить с приходом на ее исторические земли варягов в качестве князей. Летописные рассказы повествуют о том, что разрозненные племена полян, древлян, радимичей, дулибов и других народностей не были консолидированы. Со времен основателей Киева и Новгорода не существовало таких правителей, которые бы обеспечили единство, безопасность, а также торговые выгоды для славян. В связи с этим из Новгорода, как повествует летописное сказание, последовало обращение к жителям прибрежных земель Балтийского (Варяжского) моря с просьбой о княжении. На призыв пришли, как известно, Рюрик со своими боевыми соплеменниками, которые довольно быстро возглавили разные города.
Новые князья или конунги по происхождению были, как принято говорить, потомками воинственных викингов или норманнов. Смысл своей жизни они заключали в боевых походах, захвате имущества, сборе дани и обмене награбленного на нужные товары в богатых странах, например, в Византии. Свое родословие при этом они возводили к героям германо-скандинавского эпоса, храбрым воинам, черпающим силы из своего полубожественного происхождения. До наших дней сохранились записи римского историка Тацита Корнелия, который так описывал житейские интересы норманнских племен: «Когда они не ведут войн, то много охотятся, а еще больше проводят время в полнейшей праздности… Особенно их радуют дары от соседних племен, присылаемые не только отдельными лицами, но и от имени всего племени, каковы отборные кони, великолепно отделанное оружие, фалеры и почетные ожерелья; а теперь мы научили их принимать и деньги».
Дикие обычаи язычества: «умыкание» невест, кровная месть и другое
Единственная мотивация, которая побуждала варягов осесть на Руси – материальная выгода. Отсюда получила начало практика дани, которую либо собирал князь со своей дружиной, объезжая подчиненные племена, либо привозили в княжий город жители окрестных земель. Под данью нередко понимались не только материальные блага, но и женщины, почему распространенным явлением в дохристианской Руси было многоженство (у князя Владимира их было 800) и «умыкание» невест. Похищение иноплеменниц было лишено всякой безобидной наигранности, как может показаться нашему современнику, и являлось самым настоящим насилием. Эта дикая практика имела место даже до прихода варягов, поскольку межплеменные браки категорически не приветствовались. С прибытием же варягов умыкание невест стало частью бытовавшего тогда рабовладельческого строя.
Вообще все жители дохристианской Руси строго делились на свободных «мужей» и несвободных «изгоев» или рабов. Господин имел право распоряжаться своими рабами как заблагорассудится, почему убить раба не представлялось чем-то зазорным. Князья мало беспокоились поддержанием защиты чьих-то прав, социальной справедливости или судебными вопросами. По этой причине среди населения Руси сохранялся старый закон кровной мести. Считалось вполне приемлемым и даже должным воздать смертью за смерть обидчику, почему распространенным явлением были кровопролитные междоусобицы. Суровые законы того времени прекрасно иллюстрирует наказание древлянам от супруги князя Игоря Ольги. После того, как представители этого племени жестоко расправились с ее мужем, а затем еще и потребовали выйти замуж за их правителя, она повелела заживо закопать часть посланников древлян, часть спалила в бане, хитростью уничтожила 5 тысяч воинов, а их главный город сожгла.
Культ без храма, но с человеческими жертвоприношениями
В значительной степени жестокие нравы в дохристианские времена на Руси сохранялись за счет бытовавшего язычества. Оно не отличалось высокой степенью организации, как у греков или римлян. В частности, отсутствовал строгий пантеон божеств, жреческое сословие не было строго выделенным, не предусматривались какие-либо храмы за редким исключением. Жрецами зачастую выступали главы племен. При наличии же волхва или отдельного человека для совершения культовых потребностей, на него возлагалась ответственность за успешный контакт с божествами. В противном случае жизнь жреца подвергалась опасности. Язычеству дохристианской Руси не было чуждо понятие человеческих жертвоприношений. Известен случай мученической смерти христиан-варягов Феодора и Иоанна, отца и сына, первый из которых отказался давать своего второго в жертву богам. Кроме того, за нерадивое отношение к культовым обязанностям, жреца могли казнить, как то было за угасание огня перед кумиром Перуна в Киеве.
Примечательно, что варяжская мифология не оказала никакого влияния на славянскую, несмотря на политическое господство варягов. Так было по той причине, что языческие верования варягов не превосходили ясностью славянских: варяги очень легко меняли свое язычество на славянский культ , если не принимали греческого христианства. Князь Игорь, варяг по происхождению (ср.: сканд. имя «Ингвар»), и его варяжская дружина уже клялись славянским Перуном и поклонялись его идолу. Стоит заметить, что и у славян, и у варягов больше, чем культ видимой природы было развито поклонение предкам. До сих пор народный лексикон хранит слово «чур» или «щур», которое восходит к понятию «пращур», т.е. родоначальник, давно умерший родитель, хранитель рода. Кроме того, дохристианская Русь имела день поминовения усопших – «радуницу», которая впоследствии наполнилась христианским смыслом. Языческое мировоззрение славян дополнялось разными представлениями о сказочных хранителях домов, лесов, полей и т.д., которых следовало ублажать ради их благосклонности.
Падение дьявола на Руси
Вся палитра разнородного культа славян говорит о том, что он носил практический характер, выражавшийся скорее в принципе «я – тебе, а ты – мне» нежели в религиозном благоговении и искании Творца. Очевидная неспособность такого язычества объединить людей, что нужно было киевскому князю, ущербность божества, которое ведет себя словно торгаш по сравнению с милостивым Богом христиан, а также подобающая Ему православная вера позволила христианству сравнительно быстро и безболезненно распространиться на Руси. Основа тому, как пишет историк архимандрит Иннокентий Гизель, была заложена несколькими ранними крещениями славян: от апостола Андрея Первозванного, от святителя Фотия, патриарха Константинопольского в 863 и 886 гг., при княжении св. равноап. Ольги в 955 г. и при Владимире Великом в 988 г.
Преображение народа исторической Руси после Владимирового Крещения сравнимо с победой христианства над язычеством в мировой истории. Изваяния идолов, через которых воздавалось поклонения бесам, уничтожались, а на их месте строились храмы. Посредством такого изменения верующий народ старался освятить землю, где стояли кумиры. Известно, что когда идол Перуна был сброшен с холмов Днепра в реку, то некоторые язычники, остававшиеся верными своему культу, восклицали: «Выдыбай наш государь, боже, выдыбай». Изваяние же выдыбало, или всплыло, на берег, отчего место то получило называние «Выдубичи». Впоследствии идол все же утопили, а первый митрополит Киевский Михаил благословил построить на том месте монастырь в честь архистратига Михаила в знамение победы над дьяволом. До сих пор та обитель именуется Выдубицкой.
Перезагрузка благодатью
Одновременно с духовным просвещением славяне обрели книжное. Среди первых книг, которые получили распространение на Руси, были не только Евангелие и богослужебная литература, но и первый свод законов византийского образца, Номоканон или «Кормчая книга». Таким образом, вместе с Христовым учением о любви и милости Церковь принесла на Русь и начала византийской культуры. Князей она учила, как следует править. «Ты поставлен от Бога на казнь злым, а добрым на помилование», – говорило духовенство князю Владимиру, указывая ему, что князь не может оставаться безучастным к насилию и злу на своей земле. Одновременно уврачевывались злые нравы народа, который смотрел на князя, как грубый авторитет силы, занимающийся обиранием средств у простых людей за свои военные услуги. Церковь всячески боролась с таким взглядом и поддерживала добрый авторитет князей, смотря на них как на прирожденных и богоданных государей. Благодатное влияние веры Христовой изменило поведение Владимира Великого, который из свирепого и бескомпромиссного военачальника стал строителем благолепных церквей, странноприимных домов для сирот и нищих. Примером щедрости князя столетия оставался Десятинный храм, на который он поклялся жертвовать десятину от всего имения своего и из всех городов его страны.
Класс изгоев и рабов с появлением Церкви стал под ее защиту. Здесь не существовало рабства: рабы, подаренные Церкви, обращались в людей лично свободных; они были только прикреплены к церковной земле, жили на ней и работали в пользу Церкви. Таким образом, она давала светскому обществу пример нового, более совершенного и гуманного устройства, в котором могли найти себе защиту немощные и беспомощные. О том же шла речь в первых проповедях на Руси: духовенство учило господ быть милосердными и помнить, что раб – такой же человек и христианин. Нельзя сказать, что в результате появления христианства рабовладение было искоренено вовсе, однако были примеры добровольного отпуска рабов на свободу, а дурное обращение с ними стало почитаться «греховным».
Отдельной сферой заботы Церкви были дела семейные и вопросы нравственности. Они подлежали специальному церковному суду, который ратовал за улучшение семейных отношений: искоренялись грубые языческие обычаи многоженства, умыкание невест, жестокость с женами и детьми.
Насаждение христианской веры привнесло в жизнь славянского народа еще одну важную особенность. В то время, как княжеская власть только приобретала очертания подлинно христианской и потому сохранялись угрозы междоусобиц, Церковь оказывалась единой собирающей силой. Ее высокий авторитет распространялся одинаково на всю Русь, потому настоящее единовластие и консолидация на Руси явилась прежде всего в Церкви.
Просмотры (269)
«В год 6370 (862 по современному летоисчислению). …И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а наряда[8] в ней нет. Приходите княжить и воладети нами“. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене…»