Залог успеха ученика: советы пастырей и педагогов (дополнено)

Размещено Окт 6, 2018 в Публикации | 0 комментариев

В школах и университетах уже подошел к концу первый месяц учебы – особый период, когда учащимся нужно собраться после летних каникул и с обновленными силами продолжить заниматься образованием. Для школьников и студентов самое время задуматься о том, как достичь наибольшей пользы на парах и уроках, предусмотрительно оставив время и для досуга. В преддверии Дня учителя опытные преподаватели светских и духовных дисциплин поделились секретами успеха в учебе .

Протоиерей Константин Ланцев

Протоиерей Константин Ланцев, глава Отдела религиозного образования и катехизации Херсонской епархии.

Отец Константин, как глава Епархиального отдела катехизации и религиозного образования, Вы нередко посещаете школы с уроками о христианской этике, православном вероучении и культуре. С каким ключиком от сердец юной аудитории Вы идете на такие необычные уроки, чтобы завоевать ее внимание? Как ученику оставаться заинтересованным на занятии?

Следуя словам апостола Павла «…горе мне, если не благовествую» (1 Кор. 9:16), я часто оказываюсь перед аудиторией, которая в своём большинстве, в лучшем случае лишь ассоциирует себя с христианством, а в худшем – настроена антихристиански. В этих аудиториях могут быть ученики младшего и старшего школьного возраста, студенты и люди средних лет. Есть разительная разница между особенностями восприятия разных возрастов. Чем младше слушатели, тем больший кредит доверия они имеют к лектору или преподавателю, и, соответственно, чем старше – тем более скептически они настроены.

Визит священника, в любом из названных случаев, воспринимается как посещение гостя из другого мира, и, как правило, первоначальная заинтересованность весьма высока. Как мне кажется, каждый раз следует учитывать, во-первых, общую направленность постмодерной культуры, в которой мы живём, которая отрицает всякий внешний авторитет как данность и, во-вторых, законы Украины, которые предполагают отделение Церкви от государства и школы, а также запрещают навязывание любой идеологии.

Подход, который я использую, позволяет пройти между этими Сциллой и Харибдой и донести до слушателей христианскую Благую Весть. Достаточно сойти с пьедестала всезнающего оратора и превратиться в дантовского Вергилия, берущего за руку своего подопечного и открывающего дивные и не ведомые ему тайны духовной жизни за чувственным покровом. Когда лектор превращается в экскурсовода, не навязывающего свою точку зрения, а делящегося знанием и опытом, падает стена настороженного недоверия, и сердца открываются для знакомства с новым. Достаточно начать рассказ о Иисусе Христе с универсальной фразы «христиане считают, что…», и запрещенная в светской аудитории церковная проповедь, превращается в религиоведческий экскурс. Рассказы об истории архитектуры и создании храмов, об истории использования христианских сюжетов в живописи, о величественных музыкальных ораториях на Библейские сюжеты – всё это даёт возможность через призму культурологии узнать о содержании христианской веры и деталях Священной Истории. Опыт показывает, что эта религиоведческая и культурологическая «призма» не препятствует желающему расслышать Благую Весть.

Как сказывается на духовном и культурном развитии учащихся отсутствие систематического преподавания Закона Божия в школе?

Сейчас можно услышать возвышенные голоса, сожалеющие о факте отделения Церкви от государства и об отсутствии Закона Божьего в программе школьного образования. Наша страна имеет уникальный опыт революционных событий начала ХХ века. Их печальным итогом стало беспрецедентное по своим масштабам гонение и физическое уничтожение, прежде всего, Православной Церкви.

Но опасно забывать, что грабили и разрушали храмы, выносили смертные приговоры и расстреливали священников, организовывали и поддерживали расколы в, большинстве своём, именно бывшие ученики церковно-приходских школ, гимназий, где Закон Божий был обязательным предметом, и даже студенты семинарий. Люди, которые были формально приписаны к определённому приходу и каждый год в обязательном порядке исповедовались и причащались, буквально, под роспись в исповедных книгах, в годы революции отворачивались от Церкви как от бывшего элемента государственной идеологии и становились Её гонителями.

Помня об этом страшном опыте, важно хотя бы не хотеть совершать прежние ошибки. Нынешний status quo позволяет проповедовать Евангелие в оптимальных условиях религиозной свободы и свободы совести даже в светских учебных заведениях и государственных учреждениях. Открыто и без принуждения свидетельствовать о своём религиозном опыте, в надежде получить свободный и искренний отклик в сердцах людей. Девизом этого свидетельства могут быть слова апостола Иоанна Богослова: «…О том, что видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» (1Ин. 1:3).

Протоиерей Петр Бабьяк

Протоиерей Петр Бабьяк, настоятель храма Рождества Богородицы в Раденске, преподаватель Религиозной этики

Отец Петр, Вы один из числа тех священников, которые гармонично совмещают пастырское служение и педагогическую деятельность, преподавая религиозную этику в школе. Как заинтересовать учащих и учащихся в проведении такого предмета? Что стоит знать, чтобы занятия проходили с максимальным вниманием школьников?

Свою деятельность преподавателя я начал относительно недавно – около года назад. Однако общаться с детьми, встречаться с ними в дни школьных и церковных праздников мне удавалось и ранее, около 3-х лет назад, когда я был направлен на приходское служение в с. Раденск.

Первое наше совместное мероприятие мы с детками провели в день святителя Николая: тогда был организован праздничный концерт, подарки, и самое главное – хорошее настроение по случаю празднества. Так началось регулярное посещение священником и самой школы, в результате чего был поднят вопрос о возобновлении преподавания дисциплины «Христианская этика и эстетика», так как она ранее читалась самими преподавателями. Такую инициативу очень поддержало руководство с педагогическим коллективом, после чего последовало наше совместное обращение к родителям и ученикам с вопросом об актуализации дисциплины.

Сейчас в нашей школе проводятся регулярные плановые занятия в форме факультатива и кружка – приблизительно 6 часов в неделю. За это время мы знакомимся друг с другом, общаемся, поскольку этого очень не хватает на основных занятиях, где детям дают знания, но зачастую лишают возможности высказаться о важных событиях и вещах в их жизни, в том числе и о Боге.

Мне кажется, что интерес к уроку должен пробуждать не только предмет сам по себе, но и обстановка в классе. Самое ведь главное – дать понять юным сердцам что Господь, Церковь, и священник являются друзьями для них по Евангельскому слову (Ин. 15:14-16).

Какой совет Вы дадите касательно молитвы ученика в школе, дабы его учеба проходила успешно? Стоит ли с собой брать на занятия иконку или прочие предметы церковной атрибутики?

Молитва каждого христианина в первую очередь должна быть чистой и искренней. Это касается и учеников. Господь ведь посылает свою благодать не всем, а лишь тем, кто блажен и чист сердцем (Мф. 5:8).

Поэтому нужно обращаться к Богу всегда, а не в момент, когда приходит время экзаменов. Ученики должны просить помощи у Бога принять и усвоить преподаваемое им полезное учение, чтобы достойно их использовать в жизни. Ярким примером тому был и остается святой прп. Сергий, игумен Радонежский чудотворец, который так и молился Богу, почему получил от Него особенную мудрость и благодать.

На счет икон или иной церковной атрибутики хочу отметить, что везде для всего должно быть свое время и место. Мне представляется не совсем хорошей ситуация, когда ребенок, который берет с собой иконку, потеряет ее, или где-то оставит. По слову Евангелия: «Кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21). Бог вездесущий, и если дитя обратится к Нему без иконы, то услышит и обязательно поможет.

Супрун Николай Алексеевич

Супрун Николай Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор. Преподаватель педагогики Киевской духовной академии и семинарии

Николай Алексеевич, высшей степенью и целью образовательного процесса является самообразование. Трудно не согласиться, что режим дня ученика или студента должен включать в себя досуг. Сколько времени нужно учащемуся оставлять на отдых, чтобы совмещать приятное с полезным? Лучше отдыхать часто и недолго, либо наоборот?

Рассматривая самообразование как высшую стадию и результат образования человека мы, родительское и педагогическое сообщества, должны ответственно осознать, что ведущим в этом процессе социализации личности является роль взрослого. Наши сыновья и дочери с младенчества стремятся следовать нашему примеру. А всегда ли этот пример достроен подражанию? Вопрос риторический…

Родители должны чувствовать свою колоссальную ответственность за будущее своего чада. Когда ребёнок постепенно входит в мир взрослой жизни, то пример матери и отца является ориентиром в поисках своего пути овладения знаниями об окружающем его мире. Осознавая значение учёбы, отрок пытается выстроить свою модель овладения знаниями. Заметим, что выбор линии его поведения относительно процесса самообразования рассматривается психолого-педагогической наукой исключительно с позиций принципа индивидуального подхода и учёта возрастных особенностей каждого. Задача семьи и всех социальных институтов образования, от детского сада до высшей школы, сформировать положительную социальную мотивацию учащегося. Каждый человек должен осознавать, что его успех в учёбе и в жизни в целом, зависит от его способности взвешенно расставить приоритеты в системе социальных ценностей. Осознание необходимости рационального сочетания процессов учёбы и отдыха у каждого из нас происходит постепенно. Главное, что мы, взрослые, должны осознавать ответственность в успехе выработки приоритетов поведения нашего малыша. Он, в идеале, должен очень постепенно приобщаться к учебному процессу и рассматривать его как интересную и важную составляющую его повседневной жизни.

Никто не даст исчерпывающих ответов на вопрос о том, как должны сочетаться учёба и отдых? Должен ли ребёнок отдыхать часто и недолго или наоборот… Главным здесь остаётся содержательная насыщенность процессов учебного труда и отдыха. Учёба и отдых – взаимодополняющие процессы. Так в раннем детстве, родители стремятся использовать каждую возможность приобщить своё дитё к овладению знаниями в процессе семейного отдыха. Поэтому, например, экскурсия в лес может превратиться в заманчивую страницу процесса образования их ребёнка. В ежедневной жизни будет очень мудро научить своего малыша расставлять приоритеты в организации процессов отдыха и учёбы в их взаимодополняемости. Сформировать динамический стереотип поведения – внутренний стержень личности каждого, который развивается всю жизнь.

Порой вне внимания аудитории остается живость связи учителя и ученика во время образовательного процесса, который является двусторонним. Есть ли какое-то правило, соблюдая которое учащийся во время занятия облегчит труд учителя и сделает свое взаимодействие с ним более продуктивным и взаимовыгодным?

Одним из условий, определяющим успех в формировании личности нашего воспитанника, является внутренняя педагогическая связь между учителем и учеником. Сущность этого процесса определяется смысловым его наполнением. Педагог должен быть искреннее настроен на сотрудничество с учеником, постоянно видеть в нём развивающуюся личность. Уважение и требовательность – две грани единого педагогического процесса взаимодействия. Сложность воспитания состоит прежде всего в том, что мы, педагоги, должны не только провозглашать базовые ценности жизни, а и постоянно следовать самим в их исповедовании. В противоположном случае мы, взрослые, спровоцируем неокрепшую душу принять разрушающую нас двойную мораль, которая приводит человека к его моральному падению. Противостоять этому злу можно лишь одним – искренним желанием взрослых жить жизнью своих детей и учеников, независимо от их возраста. Как утверждает мудрость: «К миру ребёнка необходимо подняться, а не опуститься».

Барнаш Оксана Викторовна

Барнаш Оксана Викторовна, директор школы №30 г. Херсона, преподаватель математики

Оксана Викторовна, настолько сильно зависит успешное образование школьника от его окружения в классе? Как быть школьнику и родителям, если в коллективе намечается негативная тенденция притеснения одноклассника?

Трудно переоценить значение среды, в которой находится ребенок во время обучения. Конечно, самое главное – это воспитание в семье, но влияние окружающей среды в школе на ребенка, пожалуй, лет до 16 очень весомо. Поэтому родителям нужно стремиться выбирать ту школу, приоритеты которой совпадают с их образовательными приоритетами. Есть семьи, в которых нет стремления дать ребенку образование высочайшего уровня – достаточно, например, чтобы он был здоровый и веселый. Вместе с тем, есть родители, которые нацелены на то, чтобы ребенок постоянно учился. В соответствии с этим следует и выбирать подходящее учебное заведение: общеобразовательную или специализированную школу, лицей, гимназию и т.д.

Без сомнения, даже ребенок со средними способностями, находясь в среде, где дети стремятся к знаниям, развивается гораздо быстрее. Если говорить о нравственной стороне воспитания, то и она, если рядом нет вредных привычек или их количество несущественно, испытывает положительное влияние. В случае же, если в классе не представляется уважительным хорошо учиться, если нет положительных лидеров, если ребенка высмеивают за то, что он делает уроки – в этом случае я бы рекомендовала родителям поменять или классный коллектив, или школу. Изменить ситуацию в целом классе одна семья не может.

Если у ребенка складываются конфликты в классе, то родителям не нужно приходить и выяснять отношения с чужими детьми. С моей точки зрения, следует, прежде всего, побеседовать со своим ребенком и постараться выяснить, каковы причины этих конфликтных ситуаций. Не всегда наши собственные дети правы – может быть и наоборот. Затем я бы посоветовала поговорить с классным руководителем, который со стороны наблюдает за ситуацией, т.е. он может дополнить картину своими впечатлениями. И уже после этого, если есть необходимость, нужно встретиться с родителями тех детей, которые обижают ребенка, в спокойной обстановке обсудить ситуацию даже в присутствии детей. Каждый ребенок понимает, что за негативные поступки его дома будут ругать, и потому старается рассказать дома все сглаженно, чтобы не было порицания родителей. Поэтому если родители и дети собираются небольшим кругом, отпадает необходимость говорить родителям неправду. В таком узком кругу, без большого количества людей чаще всего истина и выясняется.

Нужно сказать, что бывают такие дети, которые, в какую бы среду не попадали, всегда оказываются в группе «непринятых». И это объективная ситуация. Это не значит, что эти дети плохие: они могут просто быть замкнутыми, не стремиться к активному общению – у них такой тип темперамента. Если это так, то особо волноваться не стоит. Если же это временная ситуация, то здесь, конечно, родителям обязательно нужно бить тревогу: возможно ребенка подвергают какому-то психологическому насилию, подталкивают к каким-то поступкам, которые противоречат его воспитанию. Тем не менее, как бы ребенку не было сложно адаптироваться в классе, родителям следует научить его самому – особенно в старшем возрасте – наладить отношения в коллективе. Когда, например, мальчик подрастает, и мама постоянно приходит в школу разбираться, почему его обижают – он не станет уважаемым в коллективе.

Бывают также ситуации, когда ребенок один противопоставлен коллективу и оказывается правым. Если ему объявили бойкот, игнорируют или оскорбляют, то в этой ситуации родители не должны подталкивать ребенка к изменению его принципов. Он должен уметь остаться на своей позиции, если она действительно правильная. В этом случае можно подсказать ему игнорировать нападки какое-то непродолжительное время – тогда гонители не будут получать удовольствия от его страданий и успокоятся. Если это не получится, то родителям следует встретиться с классным руководителем и настаивать, чтобы ребенку создали нужные условия для спокойной учебы в классе или забрать его из такого коллектива.

Одним из важнейших этапов в жизни школьника сегодня – это подготовка к ВНО и его сдача. Что позволит ученику преодолеть этот ответственный экзамен?

С 2006 года наши школьники сдают ВНО, и за это время наш педагогический коллектив накопил определенный опыт. Вначале нам казалось, что залог успеха – это дополнительные занятия, которые мы в 11 классе до сих пор проводим. Однако каждый год наблюдая за выпускниками, сравнивая разные выпуски, мы пришли к выводу, что успех сдачи ВНО еще очень сильно зависит от того, кто учил детей все эти годы.

Всегда выигрывает тот, кто работает в системе. Причем мы заметили такую интересную особенность: дети успешные, если, например, говорить о математике, всегда делятся на две группы. Одну составляют те, которые все могут решать на 12 баллов, но не справляются с олимпиадными задачами, а в другую входят ребята, которые из-за невнимания пишут всегда на «9», но при этом – пообедают на олимпиадах. Другими словами, мы имеем дело с совершенно разным складом ума: кто-то умный, старательный и системный, а кто-то – гениально одаренный, но не системный.

Должна сказать, что в последнее время нам удается и таких олимпиадников подтягивать до уровня 200 баллов на ВНО. Для этого нужно работать над их вниманием: проклассифицировать виды упражнений и дать им возможность потренироваться, чтобы они поняли, в чем обычно ошибаются.

Одновременно, если посмотреть глобально, то есть и дети, которые не готовятся к ВНО и хорошо его сдают благодаря своим природным способностям и системной учебе в школе.

Конечно, на разных этапах обучения, с 1 по 11 класс – как доказано психологами и показывает наш опыт – дети в разном возрасте по-разному учатся. В начальной школе они старательны, потому что они маленькие и все делают, что им говорят взрослые. В 5-7 классе всегда идет спад. С 8 класса у них начинается подъем, потому что приходит осознанность – некоторые уже знают, какая у них будет профессия. Особенно высокий рост идет у мальчиков, потому что им свойственно делать то, что они считают необходимым. Это нормальная мужская черта характера. В итоге, в 11 классе, они, как правило, демонстрируют более высокие знания, чем девочки, которые были просто старательные.

Хочу также отметить, что родители и учителя постоянно должны вселять в ребенка уверенность, что на всех этапах обучения в школе можно успеть ликвидировать свои пробелы, если захочешь.

Поэтому подготовка к ВНО это: во-первых, мотивация, во-вторых, психологическая поддержка, в-третьих, ответственность, и, в-четвертых, системная работа.

Скрипникова Лариса Вадимовна, график, преподаватель технического университета

Лариса Вадимовна, Вам постоянно приходится работать с творческой молодежью. Не трудно догадаться, что приоритетной задачей учителя в таком случае является раскрытие потенциала студентов, вдохновить их на полет мысли, окрылить. Насколько важно в этой ситуации для успешного развития творческого человека соблюдать действующие устои, каноны, правила науки? Чему стоит отдавать приоритет: соблюдению шаблона или смелой импровизации, и с чего начинается творчество?

Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на простую, но важную аксиому любого образовательного процесса: готов ученик – готов учитель. Чтобы раскрыть потенциал студента и вдохновить его на полет мысли, необходимо, в первую очередь, наличие с его стороны осведомленности о предмете, и, конечно же, заинтересованность в изучении. Понимающий взгляд подхватывает полет мысли, и восприятие темы рождает образ преподаваемого.

Если говорить подробнее, то формирование образа начинается с анализа ощущений, представлений, на основе которых происходит процесс восприятия. Другими словами, то, о чем говорит преподаватель на уроке, должно быть интересно и в какой-то мере знакомо учащемуся. Такое плодотворное взаимодействие подразумевает элементарную подготовку с обеих сторон: учащего и учащегося. Чтобы тебе не было скучно с твоим собеседником – постарайся разделить его интерес, узнай, что он хочет сказать.

Восприятие темы у студентов на последующем этапе зависит от полноты и разнообразия полученных ощущений, т.е. от гибкости мыслительного процесса. Этот этап предполагает конкретное рассматривание преподаваемой мысли, образа или комплексной модели с новых позиций, аллегорий и ассоциаций. Обеспечить такой аналитический процесс возможно за счет выполнения сложной задачи, стоящей перед каждым художником – воспитания творческого восприятия отображаемых предметов и явлений.

В этой связи следует отметить двойственную природу искусства: высокое владение художественной техникой, его ремесленную сторону, и духовную – в которой заключается смысл искусства, его качество. При обучении нужно ориентироваться на познание как технических сторон изображения, так и на постижение художественно образных основ, т.е. развитие творческих способностей.

Конечно, грамотность определяется, в первую очередь, школой, которая дает знание, умение, учит определенным законам изображениям, шаблонам. Держать карандаш и провести линию нужно уметь. Но весь производный от этого технический труд должен наполниться и развиться мышлением. Искусство должно умеючи затронуть за живую струну сердца, не вырождаясь в секундное зрелище или китч. По замечанию П.И. Чистякова, «искусство не есть наука, искусство пользуется наукой, искусство должно уметь законы и знания применять к делу, на то оно и есть искусство – умение».

В завершение, хотела бы подчеркнуть, что творчество – это идея, замысел, проект. И поскольку каждый человек, будь он проповедником, врачом, пекарем, сапожником, писателем, музыкантом и т.д., знаком с этими понятиями, значит в своей жизни способен воплощать творчество.

Если сердце наполняет любовь к своему делу – твоим спутником обязательно будут творческие идеи и радость от их реализации.

Просмотры (330)

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели